Google Мой путь к успеху!: С днем программиста!

среда, 12 сентября 2012 г.

С днем программиста!

С утра по радиоприемнику услышала, что сегодня День программиста.

Поздравляю всех программистов с этим праздником!!!


В этой интереснейшей профессии я проработала более 30 лет и, услышав о празднике, невольно начала вспоминать «этапы большого пути».

Попробую их описать, возможно, кому-то это будет интересно. У меня в описании не будет дат, даже приблизительных, я их никогда не запоминаю.


Первое знакомство


Итак, первое знакомство с программированием у меня произошло на 2-м курсе математического факультета Иркутского университета. Что тогда объяснял нам преподаватель, для меня осталось тайной за семью замками, т.к. я не понимала ничего!!!

На третьем курсе я уже училась в другом университете, в Казанском, и там снова изучала этот предмет. То ли преподаватель объяснял лучше, то ли до меня дошло только со второго раза, но тут я уже все понимала и программирование мне понравилось.

Языки программирования


Коды


Конечно, в университете нам дали только самые азы, и как всегда, когда я пришла на работу, пришлось учиться заново.

Программы тогда писались в кодах.  Допустим, надо запрограммировать формулу: С=А+В. Код выглядел примерно так (естественно, я уже не помню, как это было точно): 01 0050 0051 0052

Алгол


Когда появился язык программирования Алгол, мы перевели наши программы на него. Процесс был длительный, но программы стали более понятными, а колоды менее объемными. Сколько-то лет работали на этом языке. Причем, менялись его версии, что приводило опять же к необходимости перерабатывать программы.

Фортран


На фортране я программировала дольше всего. Версии его тоже менялись, причем кардинально. Первая версия, на которой мы работали, мне ужасно не нравилась. После визуально понятных программ на Алголе программы, составленные на этом Фортране, были крайне неудобны для работы, казалось, что это путь обратно к кодам. Но Фортран постепенно совершенствовался и стал мощнейшим языком для промышленных программ.

Перфокарты


Разработав программу, мы брали специальные бланки, записывали ее, обязательно поясняя каждую строку, иначе разобраться потом было бы практически невозможно.
Перфокарта Получалась приличная стопка листов, которую мы относили в перфораторскую. Там девушки-операторы набивали нам перфокарты. Перфокарта – это такая картоночка определенной формы и размера, с прямоугольными дырочками в определенных местах. Позиции  пробитых и непробитых прямоугольничков на перфокарте определяли, какой именно символ находится в данном месте.
Из этих перфокарт собиралась колода. К программе присоединялись исходные данные, которые были необходимы для ее работы (естественно, тоже на перфокартах), и начиналась отладка.

Отладка – это процесс вылавливания ошибок в программе.

Если ошибка была серьезная, приходилось переписывать какие-то части программы, снова их набивать на перфокарты, и вставлять в колоду вместо неправильных.

Если же ошибка была небольшая (не тот символ, например), мы сами исправляли ошибку прямо на перфокарте. В нашем арсенале обязательно было лезвие бритвы и заклепки (это те прямоугольнички, которые вылетали из перфокарты при перфорации). Еще была «читалка» - специальная перфокарта с дырочками, пробитыми во всех возможных местах, которую мы раскрашивали для удобства пользования. И обязательно лист с расшифровкой кодов символов.

Ошибки исправлялись так: читалка совмещалась с ошибочной перфокартой, находился код символа, который надо было исправить, какие-то дырочки заклепывали, какие-то, наоборот, вырезали, и получали код правильного символа. Исправленную таким образом перфокарту несли к другому аппарату, который дублировал нашу карту (это чтобы читающее устройство ЭВМ правильно ее прочитало – не потеряв нашу заклепку, например). Опять вставляли ее в колоду и процесс отладки продолжался.

Представляете, как долго работали с одной программой?

ЭВМ тогда представляли собой монстров, занимающих несколько больших помещений. Я уж даже не помню, что там было. Помню огромные бобины с магнитными лентами, на которые записывалась информация для долговременного хранения.

Зал ЭВМ
Мы занимались моделированием промышленных процессов, программы были сложные, колоды – большие. «Не первой свежести» ЭВМ частенько давали сбой при вводе перфокарт или при счете. Поэтому мой руководитель при срочных расчетах отправлял меня в машинный зал наблюдать за процессом. Поскольку программы были большие и сложные, а ЭВМ медлительные, одна колода могла обрабатываться несколько суток. Иногда приходилось, сменяя друг друга, находиться там круглосуточно. Мы наблюдали за счетом, смотрели на выдаваемые результаты, и если происходил сбой, быстро убирали те данные, которые уже просчитались и запускали счет дальше. Без нашего участия оператор просто вынул бы нашу колоду и запустил другую, таким образом, расчеты бы затормозились.

ЭВМ


Я не могу сейчас вспомнить все ЭВМ, на которых пришлось работать. М-220, БЭСМ-4, БЭСМ-6, IBM, WAX... .

Постепенно от перфокарт мы перешли к работе на удаленных от вычислительного центра терминалах, а затем и к ПК.

Вот вкратце история программирования на моем опыте. Кто дочитал до этого места, спасибо за проявленный интерес. Кому было неинтересно, что ж…




3 комментария:

  1. А на Альфа программировали? (Этот язык был на первой БЭСМ-6 в Академе в Н-ске).

    ОтветитьУдалить
  2. Нет, на Альфа мы не программировали. Мы с кодов перешли сразу на Алгол

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. У нас в универе поставили одру (польская машина) длчя нее был Одра-алгол. Программы набивались на ленте. ПРавить ее было сложно. Когда в Бийске начал работать и стал пользоваться М220 - то были пачки перфокарт. Николай Андреевич привез сюда целый рюкзак своих программ на префокартах Паралельно в ВЦ поставили БЭСМ-6, где был язык Альфа.

      Удалить